Ежегодно 15 марта
международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей Масштаб всемирности этого праздника говорит о той значимости, которая
придаётся защите прав потребителей во всех странах, ведь добросовестное
поведение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и соблюдение
прав потребителей, способствует развитию благоприятных экономических правоотношений
в частности, государства и общества в целом. В этом году праздник отмечается под девизом- «Fair
Digital Finance – Справедливые цифровые
финансовые услуги». Использование цифровых технологий и интернета
позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг.
Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость
оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск
финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены
в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании
финансовых услуг, поступающих в органы Роспотребнадзора, их структура и
содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее
актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики,
посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия
потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских
карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя,
взыскание задолженности).
«В рамках этого праздника
в 9 классах МБОУ «Вурнарской СОШ№1 им.
И.Н. Никифорова» прошел Информационный
час « Права потребитель – изучаем, просвещаем, защищаем!». Учитель
обществознания и права Чернов А.Г. ознакомил учащихся с Законом РФ «О защите
прав потребителей»: рассказал о возникающих отношениях между потребителями и
изготовителями, импортёрами, исполнителями, продавцами при продаже товаров,
какие права устанавливает этот закон в отношении потребителей на приобретение
товара надлежащего качества безопасного для жизни, здоровья, имущества
потребителей и окружающей среды.
К мероприятию была выпущена памятка
потребителя «Право покупателя и бракованный товар». К сожалению, многие из нас
время от времени приобретает бракованный товар. Это связано и с некоторой
нерадивостью производителей, и с недостаточным контролем качества продукции, и
с неаккуратной транспортировкой изделий из места производства на торговые
площади, либо непосредственно при доставке на дом. В памятке приводится ряд
примеров, когда потребитель имеет право предъявить свои претензии продавцу или
производителю на бракованный товар, как производится обмен или возврат
бракованного товара.
К концу мероприятия обучающиеся пришли к
выводу: Грамотность потребителя- это самое главное для покупателя и для того
чтобы чувствовать себя защищенным в обществе, каждому гражданину необходимо
постоянно повышать свои правовые знания, в том числе и в области
потребительских прав.