27 марта отмечается Всемирный день
театра, который отмечается при поддержке ЮНЕСКО. Впервые люди узнали о театре в
2500 году до нашей эры: в Египте была разыграна первая театральная постановка,
посвященная жизни бога Осириса. В 497 году до н.э. в Греции был организован
праздник в честь бога Диониса. Именно Греция
считается родоначальницей современного театра. Здесь произошло
разделение постановок на комедию и трагедию.
Сегодня я хочу рассказать о важности,
необходимости и значении занятиями театральной деятельностью.
В современном мире школа становится
местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения.
Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего
благоприятного развития личности ребенка.
У каждого ребёнка есть потребность в
творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой
потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как
личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее
– выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В
ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает
больше доверять себе.
Для
детей с особыми возможностями здоровья искусство уже является адекватным
языком самореализации. Ведь именно театральное искусство в контексте игры и
действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших
психических функций как основы формирования речевой деятельности.
Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как
"проба" ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая
другая учебная деятельность, благоприятные условия для:
-развития эмоциональной сферы
-речевого развития
-самовыражения и самореализации.
Театральная деятельность учит
детей с особыми возможностями здоровья ориентироваться в окружающей обстановке,
развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои
действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры
развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических
условиях, где все является вымыслом.
Во время театральных постановок ребенок с удовольствием берет в руки персонажей
кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он
может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует
детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития
диалогической речи.
Через взаимодействие с куклами, дети
постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными
характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.
Работа проводится над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли
мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия
детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи
ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи.
Таким образом, театральное искусство оказывает огромное влияние на
сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к прекрасному, он
получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и
способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей,
строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша
жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы
расскажем об этом ребёнку, тем лучше.