С первого дня пребывания в школе маленькому человечку приходится
широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать
вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются сразу.
Очень часто дети, имеющие дефекты звукопроизношения, болезненно воспринимают
их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые
раздражительными. Не ждите, что ребёнок сам справится со своими дефектами речи.
Если этого не случилось к 7 годам, то, скорее всего, без помощи логопеда вам не
обойтись.
Для детей с косноязычием логопедическая практика наметила особую систему
речевой гимнастики. Ведь язык - главная мышца органов речи и для него, как и
для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно
хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые
звукопроизношением.
Детям
артикуляционная гимнастика поможет «поставить» правильное произношение. Причем
проводить гимнастику надо ежедневно, примерно по 15-20 минут в день, чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились, становились более
прочными. Упражнения можно выполнять сидя и стоя перед зеркалом, дети
должны видеть своё лицо и лицо взрослого.
Вы следите за качеством выполняемых движений,
точностью и правильностью, симметричностью, наличием лишних движений.
В начале работы может быть напряженность
движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными
и координированными.
Не
следует забывать об артикуляционной гимнастике даже тогда, когда звук уже
поставлен и логопед предлагает отработать его произношение (автоматизировать
звук) на речевом материале. В этом случае работа по выполнению домашнего
задания должна начинаться именно с отработки упражнений для губ и языка.
Основная наша с
вами задача - включить
ребёнка в целенаправленную речевую работу. Только
систематичные, ежедневные занятия, выполнение всех рекомендаций помогут выработать у вашего малыша правильное произношение и
закрепить (автоматизировать) его в повседневной речи.
Обратите внимание не только на чистоту речи маленького ученика, но и на
то, как успешно он овладевает такими важными навыками, как чтение и письмо.
Письмо - сложный
координационный навык, требующий отлаженной работы многих мышц рук, правильной
координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и
трудоёмкий процесс, который не всем детям дается легко. Огромная, если не
ведущая, роль в выполнении этой задачи принадлежит вам, уважаемые мамы и папы,
- ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе
такими, которые воздействуют на ребёнка вне стен школьного учреждения. Кроме
того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её
систематичности, а это может быть достигнуто только при взаимодействии школы и
семьи.
Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем,
что при выполнении мелких движении ребёнок плохо владеет руками, особенно
пальцами, так как у него недостаточно развита ручная умелость.
Чем же можно позаниматься с маленьким школьником,
чтобы совершенствовать его мелкую моторику?
·
разминать пальцами пластилин, глину;
·
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки;
·
нанизывать пуговицы на нитку;
·
нанизывать пуговицы на нитку;
·
шить, вязать, резать ножницами.
Очень
часто родители с приходом своего малыша в школу сталкиваются не только с
проблемами звукопроизношения и трудностями в овладении графомоторными навыками.
Многим детям (по разным данным - нескольким десяткам процентов) тяжело даётся
программа по русскому языку и чтению. Часто у детей 6-7 летнего возраста
(особенно у детей с различной речевой патологией) отмечаются стойкие ошибки при
письме и чтении.
Вас должны насторожить многочисленные
(не единичные) перестановки букв и слогов при письме, вставки, слитное
написание слов, замены букв оптически (п-т, б-д) и акустически (с-ш, т-д)
сходных. Такие ошибки получили название дисграфических, а нарушение письма,
проявляющееся в появлении дисграфических ошибок ДИСГРАФИИ.
Если же маленький ученик длительное
время не способен овладеть слогослиянием и свободным чтением целыми словами (и
нередко с недостаточным пониманием прочитанного), то, в большинстве случаев,
это служит основанием для постановки такого диагноза, как ДИСЛЕКСИЯ (нарушение чтения).
Поэтому, если в течение первых месяцев обучения вы
поймёте, что ваш ребёнок испытывает значительные трудности в овладении навыками
грамотного письма и чтения - не тяните, обратитесь к логопеду. Чем раньше
начнётся коррекционная работа, тем более плодотворной она будет. Но, в любом
случае, её успех зависит также и от вас, от того, сможете ли вы стать настоящим
помощником для вашего ребёнка, поскольку только взаимодействие семьи и школы
дает положительные результаты по исправлению таких сложных расстройств
письменной речи, как дислексия и дисграфия.
Можно ли помочь
детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они
будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобится 2-3 года занятий, кому-то -
5-6месяцев. Суть таких занятий - тренировка фонематического слуха и зрительного
внимания.
Кто способен помочь ребенку грамотно читать
и писать?
В первую
очередь - квалифицированный специалист, учитель-логопед. Он использует в
своей работе специальные коррекционные методы и приемы, позволяющие раскрыть
причины нарушений речи, и исправить имеющиеся ошибки.
Помощь
репетитора, который знает специфику наиболее распространенных нарушений и пути
их исправлений, тоже полезна. Только при таких условиях можно надеяться на
хороший результат. В противном случае все сведется к формальному переписыванию
письменных работ и механическому запоминанию учебного материала, так и не
понятого ребенком.
Станьте
для ребенка настоящим другом, наставником и помощником, и тогда у него все
получится!